14/01/2021

На 2 неделе ставки фрахта в Азово-Черноморском регионе уверенно растут, достигая значений в 27-28 долларов за тонну при отправке 3000 тонн пшеницы c Азова на порты Мраморного моря.

Стоит отметить, что на данный момент наблюдается тенденция на дальнейший рост ставок. Прежде всего, это связано с большим количеством грузов на рынке, что обусловлено желанием фрахтователей исполнить как можно больше контрактов до 15 февраля, когда в силу вступит распоряжение о введении квоты на экспорт зерна и установления пошлины на пшеницу.

На этой неделе правительством было объявлено, что рассматривается вопрос об увеличении размера экспортной пошлины на пшеницу с ранее заявленных 25 евро за тонну до 50, в целях снижения цен на зерно на внутреннем рынке. Кроме того, столь сильный рост ставок фрахта объясняется отсутствием спотового тоннажа в Азовском море и непростой обстановкой в порту Ростов, где в последние две недели наблюдались большие очереди для прохода моста.

В ближайшее время ситуация в вышеуказанном порту вряд ли стабилизируется, поскольку портовыми властями было объявлено, что с 22 января по 28 февраля будет производится плановый профилактический ремонт Ростовского железнодорожного моста, который, безусловно, затруднит проход судов.

В Балтийском регионе на рынке малой воды также наблюдается рост активности после новогодних праздников. Многие судовладельцы избегают грузов с портов Финского и Ботнического заливов из-за плохих погодных условий и предпочитают брать грузы в сторону Континента. Основной трейд составляют отправки зерновых грузов с южных портов Балтики, таких как Клайпеда и Рига, на порты АРАГ и Великобритании, ставки фрахта на которые начали расти.

На Континенте наблюдается большое скопление судов размером 10-20 тысяч тонн, в связи с большим числом декабрьских отправок удобрений с портов Северной Африки. Многие судовладельцы, не зная хорошо данного рынка, дают ставки с разницей в 5-6 долларов, что позволяет фрахтователям находить более выгодные для себя ставки.

На Средиземном море и в районе Касабланки наблюдается рост ставок из-за ухудшения погоды и увеличения продолжительности рейсов в связи с этим.

Введение пошлины на экспорт российского зерна негативно отразилось и на сбыте украинского зерна, стоимость которого начала повышаться. В связи с этим, на данный момент отправки от 30 тысяч тонн на Индию и Китай фрахтователи предпочитают делать из Канады, США и Южной Америки, где закупочная цена на зерновые культуры значительно ниже.