24/02/2021

На 8 неделе ставки фрахта в Азово-Черноморском регионе начали спадать. Так, контракты на отправку 3000 тонн пшеницы c Азова в порты Мраморного моря заключаются на уровне 30 долларов за тонну. Падение рынка связано с возвращением большого количества флота в Азовское море после улучшения погодных условий в Черном и Мраморном морях. Кроме того, осталось лишь несколько дней до введения второй пошлины на отправки пшеницы: после 1 марта экспорт пшеницы небольшими судовыми партиями будет практически сведен к нулю. Многие фрахтователи рассчитывают на резкое падение рынка на следующей неделе, однако есть большая вероятность, что рынок будет продолжать плавное падение, наблюдавшееся в течение последнего месяца, поскольку многие фрахтовали будут стараться найти суда до 15 марта, даты введения пошлины на кукурузу. Кроме того, в условия снижения ставок фрахта начали активизироваться отправители угля и серы, которые переносили на весну запланированные на зиму контракты, поскольку отправки с высоким уровнем фрахта были убыточными.
С приближением весны на рынке малой воды Балтийского региона все больше судовладельцев начинают заходить в восточные порты Балтики и показывать позиции своих судов в районе Финского залива. Это обусловлено тем, что холода постепенно начинают спадать и все больше судов могут заходить в ледовые порты. Также, на рынке наблюдается большое количество спотовых грузов, что позволяет ставкам фрахта удерживаться на высоком уровне.


На 8 неделе продолжается рост цен на топливо. Таким образом ставки фрахта на рынке большой воды продолжают расти. Данный рост особо отмечается в сегменте супра/ультра на грузопотоки, из Черного моря в Индию и Южный Китай. Например, ставка на дедвейтный груз из порта Новороссийск в порты Южно-Китайского моря варьируется от 47 до 50 долларов за тонну. Фрахтователи, наблюдая такие ставки, предпочитают отложить свои отправки и подождать падения цены.
Рынок Черного и Средиземного моря, также многие считают «агрессивным» на данный момент, в виду особо большого спроса на суда типа мини-балкер Для тоннажа 7-13 тысяч тонн, на рынке существует достаточное количество грузов, как в Черном море, так и в Западном Средиземном море. Что провоцирует рост и без того высоких ставок. Однако, стоит отметить, что многие предпочитают брать грузы в Восточную часть средиземного моря, из-за наличия обратных грузов и более дешевых цен на топливо.


Также стоит отметить, что 15 февраля 2021 BIMCO опубликовало новую статью, согласно которой в рейсовый чартер будет введен концепт “just in time” (пер. «точно в срок»; см. далее JIT), который позволит сократить выброс CO2. Более того, данная статья позволит судовладельцам сократить время пребывания в порту на якорной стоянке, ожидая погрузо-разгрузочных работ. С точки зрения фрахтователей, концепция JIT позволит обозначать более точный лейкан. На данный момент, фрахтователь часто соглашаются с датами, удобными для спешащих судов, которые в итоге приходят в порт и проводят длительное время на якорной стоянке, ожидая швартовки.