06/05/2020

На 19 неделе исчерпание зерновой квоты привело к обвалу фрахтового рынка в Азовском регионе. Ставки фрахта достигли уровня 15-16 долларов за тонну на перевозку партии в 3000 тонн пшеницы с Азова на порты Мраморного моря.

Несмотря на многочисленные обращения зерновых трейдеров в министерство сельского хозяйства с жалобами, что большая часть квоты была исчерпана за счет применения неполного таможенного декларирования товара, и просьбами о возможности экспорта уже закупленного и погруженного товара, никаких мер навстречу трейдерам предпринято не было.

В настоящее время единственной возможностью для трейдеров является мониторинг МинСельХозом высвобождения квоты за счет отказа некоторыми трейдерами от ранее подданных деклараций на экспорт и ее предоставление другим компаниям. Так, в прошлый четверг, 30 апреля 2020, стало доступно для экспорта более 60 тысяч тонн, которые были исчерпаны за несколько часов.

Большинство российских зерновых компаний были вынуждены раньше времени прекратить свою деятельность в этом сезоне и ждут начала нового зернового сезона для возобновления своей деятельности.

Такое резкое уменьшение количества зерновых грузов в Азовском регионе, а также минимальный уровень угля на экспорт привели к большому скоплению спотового флота и сильному снижению ставок фрахта (на три доллара по сравнению с уровнем прошлой недели).

Каспийский фрахтовый рынок также сильно пострадал. Большинство компаний не успели задекларировать свой товар из-за чего каспийский флот, который работал в основном на северные порты Ирана, остался без грузов. Это привело к падению ставок фрахта на этой неделе до уровня 27 долларов за тонну за партию в 3000 тонн кукурузы с Астрахани на Северные порты Ирана.

Невозможность экспорта зерновых грузов может благоприятно сказаться на внутренних речных перевозках по России, так как трейдеры будут стремиться реализовать закупленный ранее товар на внутреннем рынке.

На рынке большой воды также наблюдается низкая активность из-за чего ставки фрахта продолжают снижаться. Уровень на перевозку партии дедвейтного груза в 30 тыс тонн с Новороссийска на порты Средиземного моря достиг уже отметки в 13-14 долларов за тонну. Аналогично Азовскому и Каспийскому регионам, на рынке большой воды наблюдается большое число открытого тоннажа.

Многие компании решили временно приостановить свою деятельность по экспорту продукции в связи с неопределенностью из-за коронавируса и карантина во многих странах, чтобы не рисковать и избежать возможных больших денежных потерь. Положительно повлиять на фрахтовый рынок может выход европейских стран с карантина с 12 мая, что может возобновить работу большинства компаний.